1. Наряду с обычными материалами на поверхность объектов можно наносит и "сложные композиции". Увидеть составной материалможно только при рендеринге. В окне проекций его не видно.
2. Для создания таких композиций создаем объект на который будет наносится материал пускай это будет обычный Teapot (Чайник) Create (Создать) - Geometry (Геометрия) - Standard Primitives (Стандартные примитивы).
3. Открываем "редактор материалов" (Rendering (Рендеринг) - Material Editor (Редактор материалов) или кнопка в верхнем меню в закладке Rendering Рендеригн или просто кнопка M) и нажимаем на кнопку Get material в открывшемся окне выбираем пункт New с правой стороны появился список материалов.
4. Начнем с самого простого сотавного материала. Выберем материал Top/Bottom (верх/низ). Используя данный материал мы можем нанести на поверхность объекта два материала один из которых назначается верхней части объекта, а другой нижней. Когда Вы выбрали материал в Редакторе материалов появится свиток Top/Bottom. Настоим параметры материала.
5. Top material- назначается материал для верхней части объекта.Bottom material- назначается материал для нижней части объекта. В качестве материалов могут использоваться как обычная тонированная раскраска, так и карты текстур. Например: можно назначить в качестве материала для верха красный цвет, а для низа зеленый. Вот что мы получим показано на рисунке справа.
6. А можно нанести и текстурную карту. Для выбора материала нажимаем на кнопку Material, а затем кнопку Standard далее переходим в свиток Карты (Maps) и против параметра Рассеянный (Diffuse color) нажимаем кнопку None. Что бы вернутся к составному материалу нажимаем кнопку . Получится примерно как на рисунке слева.
7. Поменять материалы для верха и низа местами можно нажав кнопку Swap (Поменять).
8. Между материалами может проходить четкая граница, а можно используя счетчик Blend (смешивание) задать смешивание двух материалов в процентах . Например как показано на рисунке справа.
9. Используя счетчик Position (граница) можно задать положение границы между двумя материалами в процентах от его высоты Например: если задать тположение границы 70 % то получится примерно как на рисунке слева. Вот и все с этим материалом.
10. Далее изучаем Double sized (Двухсторонний). Возьмем тот же чайник, но уберем у него ручку, носик и крышку. Можно его еще немного непропорционально масштабировать.
Для самоконтроля и изучения есть файл с теми чайниками, которые Вы видите на странице. Он здесь.
11. Получим приблизительно такую картину. Чайник имеет внешнюю и внутреннею сторону, которую в данный момент не видно.
12. Чтобы ее увидеть зайдите в меню окна (на имени окна клик правой кнопкой мышки) и в пункте configure включите режим Force 2-size и картинка примет вот такой вид, как на рисунке справа. Чтобы увидеть тоже самое при рендеринге включите данный параметр в настройках рендеринга.
13. А теперь перейдем к нашему материалу. С помощью материала Double sized можно назначать разные материалы для внешней и внутренней стороны. Для назначения материала заходим вРедактор материалов, нажимаем кнопку Get material, в пункте Browse From: выбираем пункт newв появившемся с права списке выбираем материалDouble sized. После выбора материала в Редакторе материалов появится следующий свиток (показан на рисунке слева).
14. Настройки материала очень просты. Facing material - назначается материал для внешней стороны объекта, Back material - назначается материал для внутренней стороны. То есть из нашего исходного разобранного чайника можно получить примерно то, что показано на рисунке справа.
15. Что можно еще поменять в настройках материала - прозрачность Traselucency (просвечивание) счетчик позволяет регулировать прозрачность лицевого материала, что дает возможность внутреннему материалу просвечиваться через него. Пример показан на рисунке слева. В данном случае прозрачность составляла 45%.
Для изучения этой части можно скачать файл с теми примерами, которые Вы видите в пунктах 11-15. Он здесь.
16. Следующий материал Blend (смесь). Данный материал позволяет получать на поверхности объекта композицию(смесь) из двух любых материалов. Например так, как показано на рисунке справа.
17. Что можно изменять в настройках. Первое- долю каждого компонента в смеси. Путем изменения значения счетчика Mix Amount (в данном примере значение счетчика равно 61).
18. Второе - используя кнопкуMask(маска)можно выбирать и применять в качестве маски растровое изображение, которое будет играть роль карты-маски между двумя смешиваемыми элементами. Там где интенсивность цвета маски увеличивается, доля материала 2 уменьшается вплоть до полного отсутствия. В качестве маски в данном примере (показанном на рисунке слева), выбрана карта Map #39 (falloff). Настроить параметры маски можно с помощьюMixing curve (кривой смешивания). Тот же материал с маской. Чтобы применить данный материал опять входим в редактор материалов - Get material - new - blend.
19. После выбора материала в Редакторе материалов появляется следующий свиток, показанный на рисунке справа, настройки которого мы оговорили выше. Кроме кнопкиInteractive(интерактивный) с помощью ее можно выбирать какой из двух материалов будет виден в окне проекций.
20. Ну и напоследок самостоятельное задание. Попробуйте сделать примерно то, что показано на рисунке ниже. Но на всякий случай это пример тоже есть в формате MAX - скачать его можно тут.